Шины, диски

Подковать железного коня

Ковка, или объемная горячая штамповка – один из способов производства легкосплавных колес. У нас эта технология впервые была разработана и применена на предприятии ВИЛС (всероссийский институт легких сплавов) в середине 80-х. С тех пор мы добились такого прогресса в этой области, что даже стали поставлять заготовки на экспорт. Это что касается истории вопроса.
Теперь о самой технологии. О ней мы расскажем на примере производства кованых дисков ZEPP, которые изготавливаются на предприятии ОАО БКМПО (г. Белая Калитва). Диски там делают методом горячей объемной штамповки. Суть процесса такова: заготовку-цилиндр весом около 18 кг (для диаметра 15 дюймов) нагревают до 400 С и помещают под пресс, который усилием 10 000 тон формирует ее лицевую часть. Аналогично формируется внешняя закраина обода. Заключительный этап – очередной нагрев до нескольких сот градусов и создание под давлением формы обода задней закраины. Снять внутренние напряжения в металле, которые возникли во время этого сложного процесса, позволяет процедура искусственного старения. Затем после ряда проверок и выборочного контроля качества заготовка проходит обработку на токарных и фрезерных станках, превращаясь в готовое изделие.
Перед покраской диски моют спецраствором, сушат, покрывают порошковым грунтом, который затем «спекается» в тоннельной печи, где нанесенный порошок полимеризуется.
Далее их красят, опять сушат и наносят лак. Применяемая технология обеспечивает помимо приятного внешнего вида высокую прочность покрытия и антикоррозийную стойкость.
За счет чего достигаются столь ценимые всеми потребительские свойства кованых дисков? При пластическом деформировании металл упрочняется за счет измельчения кристаллической сетки и ликвидации внутренних микродефектов. В силу этого кованые колеса значительно прочнее, чем стальные. Кроме того, ковка исключает появление в металле скрытых литьевых раковин, полости и трещин. Стенки кованых дисков, могут быть на 20% тоньше, чем у литых. В результате кованое колесо, как правило на 15-20% легче литого и на 40-50% стального штампованного. Меньший вес приводит к снижение неподрессоренной массы, значительную часть которой как раз и составляют колеса. Легкая и, соответственно, менее инерционная колесо четче отслеживает рельеф дороги, щадит подвеску, следовательно, повышается комфортная управляемость. К тому же легкое колесо быстрее остановится при торможении и раскрутится при разгоне, что означает улучшение динамики и экономичности.
Форма колес полностью увязана с особенностями технологии производства. Ковка и последующая фрезерная обработка не позволяют создавать диски с таким замысловатым дизайном как у литых. Однако производители проявляют изрядную изобразительность, предлагая все более интересные варианты дизайна.
Опыт эксплуатации свидетельствует. Что кованые диски успешно противостоят неровностям и ухабам. Расколоть качественное колесо почти невозможно. В случае же небольшого «замятия» его можно отреставрировать, хотя надо помнить, что любое воздействие на кованое изделие все равно нарушает его структуру.
Интересный парадокс: во всем мире кованые диски считаются роскошью. Их принято ставить на дорогие спортивные и гоночные автомобили. При этом, как мы уже говорили заказывают кованую продукцию российским предприятиям, где ее производство обходится едва ли не в 10 раз дешевле. Стоит ли это денег, которую за нее просят продавцы, каждый решает, основываясь на возможностях своего бюджета. Но если вы живете в России и покупаете кованые диски, вы поступаете, не только рационально, но и в определенном смысле патриотично.

Источник: Игорь Новиков, Жур. ТЮНИНГАВТОМОБИЛЕЙ